Русский язык, несмотря на его могучесть и богатство, остается языком. А значит, не всегда способен передать нужные нам смыслы (в качестве компенсации он сам их умеет создавать, но это другая история). Одна только «любовь» умеет обозначать целую палитру человеческих чувств, мыслей и поступков. На это сетовал не один поэт («Невыразимое подвластно ль выраженью?»*), и не один сомелье: французское понятие grand vin переводится на русский эфемерным «великим вино». Вот и получается, что, судя по этикеткам, у нас чуть ли не каждая вторая бутылка на витрине — великая. Чем же тогда руководствоваться, если хочется отведать действительно нетривиальный напиток?
То, что не все вина с надписью «grand vin» — великие, вовсе не означает, что действительно великих вин не существует. Еще как существуют, только обозначаются (если говорить о Франции) как Гран Крю или, что еще лучше, Гран Крю Классе. Именно эти «опознавательные знаки» могут служить определенной гарантией качества, но опять же — если в данном регионе есть такая официальная классификация.
Что же отличает действительно великие вина от всех остальных напитков с пометкой «grand vin»? Попробуем выделить несколько критериев:
- — насыщенность или концентрированность (не то же, что крепость): это значит, что в вине должно содержаться много экстрактивных веществ;
- — сложность: люди получают удовольствие от разгадывания загадок, от игры — во вкусе вина тоже должна быть некая интрига, многокомпонентность/ многомерность/ многогранность
- — индивидуальность: в копировании нет ничего зазорного, но величия им не добьешься — великое вино должно обладать собственным характером, если не сказать личностью
- — долгое послевкусие: в винной терминологии есть понятие «каудаль» — он равен одной секунде; чем больше каудалей вы ощущаете вкус вина, тем выше его качество;
- — великое вино, зачастую, способно эволюционировать, то есть каждый последующий глоток будет давать новые ощущения;
- — гармоничность: тут все вполне очевидно — всякая вещь любит меру, и великое вино, разумеется тоже
- — потенциал выдержки: у великого вина должен быть не просто «запас прочности» для хранения, а потенциал использовать время с пользой, становясь с каждым годом все лучше
- — удовольствие: есть такое мнение, что бывают вина для дегустации и побед на конкурсах, а бывают — для людей и их удовольствия; так вот великое вино должно доставлять человеку удовольствие, иначе все выше перечисленные критерии не имеют смысла
- — память: у вин, как у людей, бывает эффектная внешность, а бывает истинная красота — первыми мы поражаемся, а вторые навсегда остаются в памяти.
Вот так выглядит портрет великого вина. При этом каждый из этих критериев не самодостаточен — важна их совокупность. Кроме того, стоит помнить, что существование великих вин вовсе не означает второсортности всех остальных. Ведь и памятники архитектуры, сюиты и полотна бывают великими, а бывают просто любимыми.
Как бы там ни было, для полноты картины неплохо знать героев «в лицо» (которых, несмотря на высокий «ценз» довольно много):
- — по официальной классификации Бордо от 1855г. в категорию Премьер Гран Крю Классе (фр. Premier Cru Grand Cru Classé) вошли следующие вина: Шато Латур, Шато Лафит Ротшильд, Шато Марго, Шато О-Брион; в 1973 году в этот список включили Шато Мутон Ротшильд;
- — Петрюс (фр. Pétrus): это хозяйство входит в восьмёрку лучших производителей Бордо вместе с левобережной «пятёркой», перечисленной выше;
- — лучшие белые сухие вина Бордо происходят из района Пессак-Леоньян; лучшим считается Шато О-Брион (они же делают и красное), также можно отметить Шато Пап Клеман (у них есть и красное);
- — из сладких вин лучшим является Шато Д’Икем — натурально-сладкое вино.
Конечно, не только Франция дала миру вина, достойные звания великих. Однако в силу того, что в разных регионах действуют разные винные классификации, разумнее будет рассмотреть выдающиеся вина других стран в отдельном материале.
*Жуковский. «Невыразимое»